RUS    ENG
Юнеско
Развернуть
  12
Что нового?
16 октября 2018 12:12

Новгородский музей-заповедник покажет японскую гравюру XVIII – XIX вв.

19 октября в 16 часов в Музее изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) Новгородского музея-заповедника откроется выставка «Укиё-э. История японской гравюры XVIII - XIX вв.». На выставке представлено около семидесяти произведений графики и шесть японских традиционных костюмов из частной коллекции Кирилла Данелия (Москва). Выставка продлится по 10 декабря.

news16102018 1

Укиё-э (дословно – «картины зыбкого мира») – обобщенное название жанра японской живописи и ксилографии, основной темой которого являются радости повседневной жизни. Название состоит из понятий «уки» (зыбкий, или бренный), «ё» (мир) и «э» (картина, или изображение). Изначально понятие «укиё» было выражением, которым в японском буддизме определялось непостоянство мирского бытия, этакий буддийский аналог библейского «суета и тлен».

В конце XVI и на протяжении XVII веков направление укиё-э оформилось в самостоятельный жанр в рамках японской традиционной живописи для свитков и ширм. Как правило, композиции изображали сцены из повседневной жизни и развлечения, такие как танцевальные праздники, любование природой и т.д. В начале XVIII века новый живописный жанр полюбился представителям т.н. «прочих сословий» (купцам и ремесленникам) трех главных городов Японии – Киото, Осаки и Эдо. В свою очередь, растущий массовый спрос на работы в жанре укиё-э послужил импульсом к адаптации под новый изобразительный жанр заимствованной из Китая техники печати текстов и изображений с деревянных блоков – ксилографии. На протяжении первых десятилетий изображения печатались с одного блока и были черно-белыми, затем их стали раскрашивать вручную, а к середине XVIII века появилась технология печати по ключевой отметке с блоков, отвечавших за разные цвета.

news16102018 2Печатные листы быстро вышли за рамки технической новинки, представлявшей интерес для узкого круга художников и ценителей, и вскоре стали производиться с целью их массового сбыта. В конечном итоге, популярность укиё-э стала столь высокой, что вопросами регулирования тем, размеров листов и т.д. стало заниматься государство – с 1799 года надзор за выпуском печатных листов стали осуществлять самурайские цензоры.

Стили и темы ксилографических листов часто менялись. К 1765 году, при деятельном участии художников, таких как мастер по созданию композиций с красавицами Судзуки Харунобу, появились полноцветные печатные листы, получившие название нисики-э – «парчовые картинки», ставшие впоследствии основным цветовым форматом для подвергавшихся цензуре печатных листов, продававшихся через лавки и уличных торговцев.

Задействованные в процессе производства художники, резчики и печатники совершенствовали технологию печати, что со временем позволило им добиваться таких эффектов, как отражение на водной глади или же тисненая текстура.

Изначально, когда ксилографическая печать представляла интерес для узкого круга художников и ценителей, господствующим жанром была эротика. Еще одной популярной темой стали картинки с изображениями красавиц (бидзин-га), которые вместе с ростом массовой популярности печатных листов вытеснили эротику с лидирующих позиций. Картинки с красавицами стали основной темой для ксилографии, начиная примерно с 1730-х вплоть до конца XVIII века, когда самурайское правительство по морально-этическим соображениям наложило на этот жанр ряд жестких ограничений. Ярчайшими мастерами этого жанра являются: Нисикава Сукэнобу (1671 – 1750), Нисимура Сигэнага (1697 – 1758), Судзуки Харунобу (1724 – 1770) и Китагава Утамаро (1753 – 1806). Именно на время господства картинок с красавицами приходится переход от печати черно-белых листов к цветным.

news16102018 3Вторым по популярности жанром, занявшим главенствующее положение в XIX веке, были якуся-э (картинки с актерами Кабуки). Самым известным художником этого жанра был Кацусика Хокусай (1760 – 1848). Работы Хокусая в 1790-х годах положили начало популярности листов с ландшафтами, за пределами Японии являющимися наиболее узнаваемыми ксилографическими работами художников стиля укиё-э. Развитие ландшафтной темы в ксилографии продолжил Андо Хиросигэ (1797 – 1858), чьи работы лишь немногим уступают в узнаваемости работам Хокусая.

Жанр муся-э (картинки с воинами) большую часть времени существовал в качестве поджанра театральных листов, так как изначально происходил от изображений актеров в ролях героических персонажей из пьес Кабуки. Однако к 1840-м годам он оформился самостоятельный жанр, ярчайшим представителем которого является Утагава Куниёси (1798 – 1861).

Показать полностью...
Мне нравится
Мне не нравится
0
0
Поделись с друзьями...
Другие новости
Международный день защиты детей в Новгородском музее-заповеднике
31 мая 2021 17:19
1 июня, в Международный день защиты детей, Новгородский музей-заповедник приглашает детей...
В Великом Новгороде прошла презентация образовательного портала Российского исторического общества «РИО.Компас»
28 мая 2021 15:04
Российское историческое общество представило жителям Новгородской области образовательный портал...

Федеральное государственное
бюджетное учреждение культуры «Новгородский государственный объединённый музей-заповедник» 173007, Великий Новгород, Кремль, 11

(8162) 77-36-08 ‒ приёмная
8-921-730-93-92 ‒ информационный центр музея
(8162) 77-37-38 ‒ информационная служба музея
(8162) 77-37-70 ‒
8-921-207-37-70 ‒
заказ экскурсий
(8162) 76-63-30 ‒ юридический отдел

Проведение тендеров
Противодействие коррупции
О профилактике гриппа
Кодекс профессиональной этики
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
План мероприятий по улучшению качества работы

Юридический отдел Новгородского музея-заповедника осуществляет оказание бесплатной юридической помощи в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна. Использование изображений объектов культуры в коммерческих целях без согласования с администрацией музея запрещено. Любые несогласованные действия ведут к нарушению ст. 36 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», ст.53 Закона Российской Федерации от 09.10.1993 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» №3212-1.

culturerf

dobross

grantsban

Оценка услуг